Академическая грамотность и методы глобальной научной коммуникации
Аннотация
Проблема несоответствия качества многих российских научных текстов требованиям ведущих международных научных журналов коренится, с одной стороны, в различии традиций научного письма, а с другой – в отсутствии в российском образовании академического письма как системы обучения написанию научных текстов. Однако решить эту проблему в краткосрочной перспективе невозможно ни за счет директивных методов, ни за счет внедрения моделей обучения академическому письму, сложившихся в иной социокультурной среде. Путь к преодолению глубоко укоренившихся традиций ложного академизма автор видит в комплексном, эксплицитном подходе к развитию компетенций академической грамотности по всей вертикали образования, причем в первую очередь на родном языке. Такой подход позволит поднять качество отечественных публикаций, и уже как следствие – повысить значимость российских исследований в международной научной среде.
Об авторе
И. Б. КороткинаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая межфакультетской кафедрой английского языка Московской высшей школы социальных и экономических наук; доцент Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва
Список литературы
1. Lerner N. Time Warp: Historical Representations of Writing Center Directors. In: Murphy C., Stay B.L. (eds.) The Writing Center Director’s Resource Book. NJ: Lawrence Erlbaum; 2006. p. 3-12.
2. Murray N., Kirton B. An Analysis of the Current Situation. In: Davies S., Swinburne D., Williams G. (eds.) Writing Matters: The Royal Literary Fund Report on Student Writing in Higher Education. London: The Royal Literary Fund; 2006. p. 7-13.
3. Young A. Teaching Writing Across the Curriculum. (4th ed.). NJ: Pearson; 2006.
4. Bean J. Engaging Ideas. Jossey-Bass, 2001. 384 p.
5. Snyder I. Communication, Imagination, Critique — Literacy Education for the Electronic age. In: Silicon Literacies: Communication, Innovation and Education in the Electronic Age. London: Routledge; 2002. p. 173-183.
6. Cummins J., Brown K. and Sayers D. Literacy, Technology, and Diversity. Pearson, Allyn & Bacon; 2007. p. 280.
7. Freedman D. Internet Transformations: Old Media Resistance in the «New Media» Revolution. In: Curran J., Morley D. (eds.) Media and Cultural Theory. London: Routledge; 2006. p. 275-290.
8. Academic Literacy: A Statement of Competences Expected of Students Entering California’s Public Colleges and Universities. Intersegmental Committee of the Academic Senates (ICAS); 2002. 88 p.
9. Lea M.R., Jones S. Digital Literacies in Higher Education: Exploring Textual and Technological Practice. Studies in Higher Education. 2010;36(4):377-393. DOI: 10.1080/03075071003664021
10. Matarese V. (Ed) Supporting Research Writing: Roles and Challenges in Multilingual Settings. Oxford: Chandos; 2013. 11. Wallwork A. English for writing research papers. Springer; 2011.
11. Richards C. Hypermedia, internet communication, and the challenge of redefining literacy in the electronic age. Language Learning & Technology. 2000;4(2). URL: http://llt.msu.edu/vol4num2/richards/default.html
12. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии». М.: Наука; 1984. 269 с.
13. Graff G. Scholars and Sound Bites: the Myth of Academic Difficulty. PMLA (Publications of the Modern Language Association of America). 2000;115(5):1041-52.
14. Goodfellow R. Online Literacies and Learning: Operational, Cultural and Critical Dimensions. Language and Education. 2004;18(5):379-399.
15. Green B., Beavis C. (Eds.) Literacy in 3D: An Integrated Perspective in Theory and Practice. Camberwell, Victoria: Australian Council for Educational Research (ACER); 2012. p. 248.
16. Green B. The New Literacy Challenge. Literacy Learning: Secondary Thoughts. 1999;7(1):36—46.
17. Goodfellow R. Literacy, Literacies and the Digital in Higher Education. Teaching in Higher Education. 2011;16(1):131—144.
18. New London Group. A Pedagogy of Multiliteracies: Designing Social Futures. In Cope B., Kalanatzis M. (Eds.) Multiliteracies: Literacy Learning and the Design of Social Futures. Melbourne: Macmillan; 2000.
19. Lynn S. Rhetoric and Composition: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press; 2010. 330 p.
20. Маркусова В.А. Введение. К 50-летию Science Citation Index. История и развитие наукометрии. В: М.А. Акоев (ред.) Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; 2014. С. 14-74. URL: http://wokinfo.com/media/pdf/ru-bibliometric_handbook.pdf
21. Кириллова О.В. Редакционная подготовка научных журналов по международным стандартам. Рекомендации эксперта БД Scopus. Ч. 1. М.; 2013. 90 с. URL: http://academy.rasep.ru/dopy/53-podgotovka-nauchnykhizdanij-po-mezhdunarodnym-standartam/199-kirillovao-v-redaktsionnaya-podgotovka-nauchnykh-zhurnalovpo-mezhdunarodnym-standartam
Для цитирования:
Короткина И.Б. Академическая грамотность и методы глобальной научной коммуникации. Научный редактор и издатель. 2017;2(1):8-13. https://doi.org/10.24069/2542-0267-2017-1-8-13
For citation:
Korotkina I.B. Academic Literacy and Methods of Global Scientific Communication. Science Editor and Publisher. 2017;2(1):8-13. (In Russ.) https://doi.org/10.24069/2542-0267-2017-1-8-13