Preview

Научный редактор и издатель

Расширенный поиск

Продвижение журналов ведущих университетов: сравнение, практика, возможности

https://doi.org/10.24069/2542-0267-2020-2-80-101

Полный текст:

Аннотация

Статья является результатом второго этапа исследования, посвященного анализу взаимосвязи государственной поддержки университетов в рамках Проекта 5-100 и эффективности продвижения журналов, аффилированных с данной группой вузов, в том числе через международные наукометрические базы данных (МНБД). В рамках представленного исследования проведен сравнительный анализ показателей журналов университетов – участников Проекта 5-100 и журналов, аффилированных с университетами, поддерживаемыми в рамках инициатив академического превосходства Германии, Китая и Японии, а также с университетами-лидерами Великобритании и США. В ходе исследования выявлены факторы, влияющие на повышение видимости журналов для научного сообщества, качества журналов. Одним из результатов исследования является подтверждение того, что университеты Проекта 5-100 уделяют более существенное внимание продвижению аффилированных с ними журналов в научно-образовательном сообществе, в том числе через индексацию в МНБД Scopus и Web of Science, чем зарубежные университеты, также поддерживаемые в рамках некоторых национальных инициатив превосходства. На данных МНБД Scopus показано, что повышение эффективности продвижения в международные базы данных журналов университетов, которым оказывается поддержка в рамках инициатив академического превосходства, не характерно или характерно существенно в меньшей степени для журналов университетов, являющихся участниками соответствующих инициатив Германии, Китая и Японии. Делается вывод, что результаты, достигнутые университетами Проекта 5-100, в значительной степени обусловлены государственной поддержкой и включением в Проект в качестве обязательного мероприятия по продвижению журналов в международные наукометрические базы данных.

Об авторах

Л. B. Казимирчик
Центр социологических исследований
Россия

Казимирчик Людмила Валерьевна, кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник

г. Москва



Е. Г. Гришакина
Центр социологических исследований
Россия

Гришакина Екатерина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник научно-аналитического отдела

г. Москва



Н. А. Полихина
Центр социологических исследований
Россия

Полихина Надежда Александровна, заместитель директора

г. Москва



И. Б. Тростянская
Центр социологических исследований
Россия

Тростянская Ирина Борисовна, кандидат политических наук, директор Дирекции исследований и анализ

г. Москва



Список литературы

1. Казимирчик Л. В., Полихина Н. А., Тростянская И. Б. Продвижение научных журналов в международные наукометрические базы данных: сравнительный анализ показателей журналов ведущих вузов России и журналов зарубежных стран (2013–2018 годы). Научный редактор и издатель. 2019;4(3-4):151–168. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-3-4-151-168.

2. Matveeva N., Ferligoj A. Scientific collaboration in Russian universities before and after the excellence initiative Project 5-100. Scientometrics. 2020;124(3):2383–2407. DOI: 10.1007/s11192-020-03602-6.

3. Matveeva N., Sterligov I., Yudkevich M. The Russian University Excellence Initiative: Is It Really Excellence that Is Promoted? HSE Working papers, WP BRP 49/EDU/2019. Available at: https://wp.hse.ru/data/2019/05/20/1509096657/49EDU2018.pdf

4. Guskov A., Kosyakov D., Selivanova I. Boosting research productivity in top Russian universities: The circumstances of breakthrough. Scientometrics. 2018;117(2):1053–1080. DOI: 10.1007/s11192-018-2890-8.

5. Moed H. F., Markusova V., Akoev M. Trends in Russian research output indexed in Scopus and Web of Science. Scientometrics. 2018;116(2):1153–1180. DOI: 10.1007/s11192-018-2769-8.

6. Poldin O., Matveeva N., Sterligov I., Yudkevich M. Publication activities of Russian Universities: The effects of Project 5-100. Educational Studies Moscow. 2017;(2):10–35. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-10-35.

7. Ivanov V., Libkind A., Markusova V. Publication activity and research cooperation between higher education institutions and the Russian Academy of Sciences. Herald of the Russian Academy of Sciences. 2014;84(1):28–34. DOI: 10.1134/s101933161401002x.

8. Altbach P. G., Salmi J. The road to academic excellence: The making of world-class research universities. Washington:TheWorldBank;2011.Availableat:http://documents1.worldbank.org/curated/en/688061468337210820/ pdf/The-road-to-academic-excellence-the-making-of-world-class-research-universities.pdf

9. Zhang H., Patton D., Kenney M. Building global-class universities: Assessing the impact of the 985 Project. Research Policy. 2013;42(3):765–775. DOI: 10.1016/j.respol.2012.10.003.

10. Peters M., Besley T. China’s double fi -class university strategy: 双一流. Educational Philosophy and Theory. 2018;50(12):1075–1079. DOI: 10.1080/00131857.2018.1438822.

11. Möller T., Schmidt M., Hornbostel S. Assessing the effects of the German Excellence Initiative with bibliometric methods. Scientometrics. 2016;109(3):2217–2239. DOI: 10.1007/s11192-016-2090-3.

12. Hornbostel S., Möller T. Die Exzellenzinitiative und das deutsche Wissenschaftssystem – Eine bibliometrische Wirkungsanalyse. Berlin: Brandenburgische Akademie der Wissenschaften; 2015. Available at: https://www. researchgate.net/publication/284727112

13. Yonezawa A., Shimmi Y. Transformation of university governance through internationalization: Challenges for top universities and government policies in Japan. Higher Education. 2015;70(2):173–186. DOI: 10.1007/s10734-015-9863-0.

14. Shimmi Y., Yonezawa A. Japan’s “Top Global University” Project. International Higher Education. 2015;(81):27–28. DOI: 10.6017/ihe.2015.81.8742.

15. Фомина О. И. Особенности стратегии развития высшего образования в США в современных условиях. Образование и наука. 2014;(10):118–130. DOI: 10.17853/1994-5639-2014-10-118-130.

16. Черноморова Т. В. Модернизация британской системы высшего образования: очередная реформа. Актуальные проблемы Европы. 2013;(2):50–82.

17. Кириллова О. В. О влиянии языка статей на показатели научных журналов в международных наукометрических базах данных. Научный редактор и издатель. 2019;4(1-2):21–33. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-1-2-21-33.

18. Кириллова О. В. Как научному журналу сохранить родной язык и охватить англоязычную аудиторию. Научный редактор и издатель. 2019;4(1-2):34–44. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-1-2-34-44.

19. Björk B.-Ch., Solomon D. The publishing delay in scholarly peer-reviewed journals. Journal of Informetrics. 2013;7(4):914–923. DOI: 10.1016/j.joi.2013.09.001.

20. Гаспарян А. Ю. Распределение обязанностей в редакционной команде научного журнала. Научный редактор и издатель. 2016;1(1-4):10–16. DOI: 10.24069/2542-0267-2016-1-4-10-16.

21. Кириллова О. В. О мерах, направленных на развитие и поддержку российских научных журналов, повышение их авторитета и достижение международного признания. Научный редактор и издатель. 2019;4(3-4):126–130. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-3-4-126-130.

22. Bornmann L., Bauer J. Which of the world’s institutions employ the most highly cited researchers? An analysis of the data from highlycited.com. Journal of the Association for Information Science and Technology. 2015;66(10):2146–2148. DOI: 10.1002/asi.23396.

23. Waltman L. A review of the literature on citation impact indicators. Journal of informetrics. 2016;10(2):365–391.

24. Sanfilippo P., Hewitt A. W., Mackey D. A. Plurality in multi-disciplinary research: multiple institutional affiliations are associated with increased citations. PeerJ. 2018;6:e5664. DOI: 10.7717/peerj.5664.

25. Mani J., Makarevic´ J., Juengel E., Ackermann H., Nelson K., et al. I Publish in I Edit? – Do Editorial Board Members of Urologic Journals Preferentially Publish Their Own Scientific Work? PLoS ONE. 2013;8(12):e83709. DOI: 10.1371/journal.pone.0083709.

26. Walters W. H. Do editorial board members in library and information science publish disproportionately in the journals for which they serve as board members? Journal of scholarly publishing. 2015; 46(4):343–354. DOI: 10.3138/jsp.46.4.03.

27. Youk S., Park H. S. Where and what do they publish? Editors’ and editorial board members’ affiliated institutions and the citation counts of their endogenous publications in the fi of communication. Scientometrics. 2019;120:1237–1260. DOI: 10.1007/s11192-019-03169-x.


Для цитирования:


Казимирчик Л.B., Гришакина Е.Г., Полихина Н.А., Тростянская И.Б. Продвижение журналов ведущих университетов: сравнение, практика, возможности. Научный редактор и издатель. 2020;5(2):80-101. https://doi.org/10.24069/2542-0267-2020-2-80-101

For citation:


Kazimirchik L.V., Grishakina E.G., Polikhina N.A., Trostyanskaya I.B. Promotion of leading universities journals: Comparison, practice, opportunities. Science Editor and Publisher. 2020;5(2):80-101. (In Russ.) https://doi.org/10.24069/2542-0267-2020-2-80-101

Просмотров: 272


ISSN 2542-0267 (Print)
ISSN 2541-8122 (Online)