Preview

Научный редактор и издатель

Расширенный поиск

Эффективное введение к обзору предметного поля: от теоретической модели к практическому применению

https://doi.org/10.24069/SEP-25-39

Аннотация

Несмотря на существование целого ряда международно признаваемых рекомендаций по эффективному созданию обзоров предметного поля, конструирование введений к обзорам предметного поля остается концептуально и методологически неразработанным, что приводит к фрагментации аргументации, снижению убедительности текста и ограничивает междисциплинарный научный обмен. Цель настоящего исследования заключается в формулировании рекомендаций по эффективному конструированию введения к обзору предметного поля исходя из его риторической функции. Эмпирической базой послужил корпус из 40 введений к обзорам предметного поля, опубликованным в журналах первого квартиля, индексируемых в базе данных Scopus. Применялась процедура жанрово-риторического анализа с фиксацией ходов и шагов введения, их функций, возможных фокусов и типичных ошибок. Надежность аннотаций обеспечивалась независимой разметкой двумя экспертами с последующей проверкой межэкспертного согласия (Cohen’s kappa). Концептуальной опорой послужили международные руководства по подготовке обзоров (Joanna Briggs Institute Manual for Evidence Synthesis; PRISMA-ScR), а также исследования по жанровому анализу академического дискурса и картографированию знаний. Реконструированная авторами трехходовая структура введения к обзору предметного поля была подвергнута дальнейшей разработке посредством уточнения функций каждого хода и возможных вариантов их текстовой репрезентации в тесте рукописи статьи. Полученная модель рассмотрена в многоаспектной перспективе: как инструмент в контексте обучения академическому письму, как ориентир для редакционной практики и практики рецензирования, а также как методологическая опора для авторов. Предложенная структура введения к обзору предметного поля может служить инструментом обучения студентов и начинающих исследователей, поддержкой для редакторов и рецензентов при оценке рукописей.

Об авторах

Елена Викторовна Тихонова
МГИМО Университет МИД РФ, г. Москва, Российская Федерация

кандидат исторических наук, доцент; заведующий редакцией научного журнала «Journal of Language and Education»



Марина Александровна Косычева
Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе, г. Москва, Российская Федерация

кандидат филологических наук, доцент, доцент Школы иностранных языков, ответственный секретарь журнала Journal of Language and Education; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ); доцент кафедры русского и иностранных языков, Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе



Список литературы

1. Munn Z., Peters M. D. J., Stern C., Tufanaru C., McArthur A., Aromataris E. Systematic review or scoping review? Guidance for authors when choosing between a systematic or scoping review approach. BMC Medical Research Methodology. 2018;18(1):143. https://doi.org/10.1186/s12874-018-0611-x

2. Peters M. D. J., Marnie C., Tricco A. C., Pollock D., Munn Z., Lyndsay A. et al. Updated methodological guidance for the conduct of scoping reviews. JBI Evidence Synthesis. 2020;18(10):2119–2126. https://doi.org/10.11124/JBIES-20-00167

3. Mak S., Thomas A. An introduction to scoping reviews. Journal of Graduate Medical Education. 2022;14(5):561–564. https://doi.org/10.4300/JGME-D-22-00620.1

4. Arksey H., O’Malley L. Scoping studies: Towards a methodological framework. International Journal of Social Research Methodology. 2005;8(1):19–32. https://doi.org/10.1080/1364557032000119616

5. Tricco A.C., Lillie E., Zarin W., O’Brien K. K., Colquhoun H., Levac D. et al. PRISMA extension for scoping reviews (PRISMA-ScR): Checklist and explanation. Annals of Internal Medicine. 2018;169(7):467–473. https://doi.org/10.7326/M18-0850

6. Levac D., Colquhoun H., O’Brien K. K. Scoping studies: Advancing the methodology. Implementation Science. 2010;5:69. https://doi.org/10.1186/1748-5908-5-69

7. Maggio L. A., Larsen K., Thomas A., Costello J. A., Artino A. R., Jr. Scoping reviews in medical education: A scoping review. Medical Education. 2021;55(6):689–700. https://doi.org/10.1111/medu.14431

8. Hart C. Doing a literature review: Releasing the research imagination. London: SAGE Publications Ltd; 2018. 352 p.

9. Ridley D. The literature review: A step-by-step guide for students. London: SAGE Publications Ltd; 2012. 232 p.

10. Thomas A., Lubarsky S., Varpio L., Durning S. J., Young M. E. Scoping reviews in health professions education: Challenges, considerations and lessons learned about epistemology and methodology. Advances in Health Science Education. 2020;25(4):989–1002. https://doi.org/10.1007/s10459-019-09932-2

11. Munn Z., Pollock D., Khalil H., Lyndsay A., Mclnerney P., Godfrey C. M. et al. What are scoping reviews? Providing a formal definition of scoping reviews as a type of evidence synthesis. JBI Evidence Synthesis. 2022;20(4):950–952. https://doi.org/10.11124/JBIES-21-00483

12. McElravy L. J. Form follows function: Research and assessment design for leadership learning. New Directions for Student Leadership. 2022;(175):31–40. https://doi.org/10.1002/yd.20517

13. Swales J. M. Research genres: Explorations and applications. New York, NY: Cambridge University Press; 2004. 328 p. https://doi.org/10.1017/cbo9781139524827

14. Booth A. Searching for qualitative research for inclusion in systematic reviews: A structured methodological review. Systematic Reviews. 2016;5:74. https://doi.org/10.1186/s13643-016-0249-x

15. Grant M. J., Booth A. A typology of reviews: An analysis of 14 review types and associated methodologies. Health Information & Libraries Journal. 2009;26(2):91–108. https://doi.org/10.1111/j.1471-1842.2009.00848.x

16. Tikhonova E. V., Kosycheva M. A., Golechkova T. Yu. Scoping review rhetorical structure of discussion section: Genre specifics and principles of modeling. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics. 2025;11(2):80–118. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2025-11-2-0-4

17. Swales J. M. Genre analysis: English in academic and research settings. Cambridge: Cambridge University Press; 1990. 280 p.

18. Moreno A. I., Swales J. M. Strengthening move analysis methodology towards bridging the function-form gap. English for Specific Purposes. 2018;50:40–63. https://doi.org/10.1016/j.esp.2017.11.006

19. Sun H., Mei X., Zhang H. Understanding news & views articles: Rhetorical structures across different disciplines. English for Specific Purposes. 2024;73:61–74. https://doi.org/10.1016/j.esp.2023.10.001

20. Cotos E., Huffman S., Link S. A move/step model for methods sections: Demonstrating rigour and credibility. English for Specific Purposes. 2017;46:90–106. https://doi.org/10.1016/j.esp.2017.01.001

21. Tikhonova E. V., Kosycheva M. A., Golechkova T. Yu. Research article discussion moves and steps in papers on medicine: Academic literacy and respect for readers. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics. 2023;9(2):97–128. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2023-9-2-0-6

22. Farhang-Ju M., Jalilifar A., Keshavarz M. H. Specificity and generality of lexical bundles in the rhetorical moves of applied linguistics research article introductions. Journal of English for Academic Purposes. 2024;69:101387. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2024.101387

23. Gao S., Pramoolsook I. A cross-cultural move analysis of electronic engineering research article introductions: The case of Chinese, Thai, and native English scholarly writers. Ampersand. 2023;10:100106. https://doi.org/10.1016/j.amper.2022.100106

24. Lin L., Evans S. Structural patterns in empirical research articles: A cross-disciplinary study. English for Specific Purposes. 2012;31(3):150–160. https://doi.org/10.1016/j.esp.2011.10.002

25. Косычева М. А., Тихонова Е. В. Введение к эмпирической статье: от структуры к функциональному содержанию. Health, Food & Biotechnology. 2022;4(2);6–16. https://doi.org/10.36107/hfb.2022.i2.s155

26. Mak S., Thomas A. Steps for conducting a scoping review. Journal of Graduate Medical Education. 2022;14(5):565–567. https://doi.org/10.4300/JGME-D-22-00621.1

27. Тихонова Е. В., Шленская Н. М. Обзор предметного поля как метод синтеза научных данных. Хранение и переработка сельхозсырья. 2021;(3):11–25. https://doi.org/10.36107/spfp.2021.257

28. Landis J. R., Koch G. G. The measurement of observer agreement for categorical data. Biometrics. 1977;33(1):159–174. https://doi.org/10.2307/2529310

29. Hyland K., Zou H. Titles in research articles. Journal of English for Academic Purposes. 2022;56:101094. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2022.101094

30. Hyland, K. Genre and second language writing. Ann Arbor, MI: The University of Michigan Press; 2004. 256 p. https://doi.org/10.3998/mpub.23927


Рецензия

Для цитирования:


Тихонова Е.В., Косычева М.А. Эффективное введение к обзору предметного поля: от теоретической модели к практическому применению. Научный редактор и издатель. 2025;10(1):6-31. https://doi.org/10.24069/SEP-25-39

For citation:


Tikhonova E.V., Kosycheva M.A. Efficient introduction to scoping review: From theoretical modeling to practical application. Science Editor and Publisher. 2025;10(1):6-31. https://doi.org/10.24069/SEP-25-39

Просмотров: 65


ISSN 2542-0267 (Print)
ISSN 2541-8122 (Online)