Наука и научная периодика в творческом вузе: основные аспекты
https://doi.org/10.24069/SEP-25-33
Аннотация
В статье представлен анализ научной деятельности в музыкальных вузах России, охватывающий различные этапы развития музыковедческой науки. Исследование фокусируется как на положении музыковедения в структуре творческого вуза, так и на особенностях его постепенного вхождения в общенаучное пространство, что в разные десятилетия XX в. происходило через различные формы интеграции. Одна из таких форм– диссертационная деятельность музыковедов, берущая начало в 1930-е гг. Именно благодаря диссертационной практике музыковедение совершило методологический прорыв, став одной из самых авторитетных областей гуманитарного знания. Еще одной формой выхода в более широкое пространство гуманитаристики стало участие музыковедов в грантовых программах Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Несколько десятков поддержанных проектов отражают состояние консерваторской науки на протяжении почти трех десятилетий: с 1994 до 2022 г. Международная публикационная активность музыковедов рассматривается через призму издания и развития высокорейтинговых журналов, индексируемых в Web of Science и Scopus. На примере Российской академии музыки имени Гнесиных анализируется потенциал музыковедения в рамках принципиально новой концепции его дальнейшего развития.
Об авторе
Татьяна Ивановна Науменкодоктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой теории музыки
Список литературы
1. Naumenko T. I. The academic activities of the Gnesins’ State Musical-Pedagogical Institute during the first ten years of its work. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2024;(1):24–36. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2024.1.024-036
2. Degtyareva N. I. The chief directions of scholarly activity of the St. Petersburg Conservatory. Russian Musicology. 2024;(3):48–61. https://doi.org/10.56620/RM.2024.3.048-061
3. Savvina L. V. The scholarly activities of the Astrakhan State Conservatory. Russian Musicology. 2024;(3):62–72. https://doi.org/10.56620/RM.2024.3.062-072
4. Пантелеева Ю. Н. Современная музыка в научном отражении (по материалам российских искусствоведческих журналов). Современные проблемы музыкознания. 2025;9(1):180–208. https://doi.org/10.56620/2587-9731-2025-1-180-208
5. Сусидко И. П., Луцкер П. В., Пилипенко Н. В. Опера в зеркале российской научной периодики последних пяти лет. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2023;(4):142–164. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2023.4.142-164
6. Курносова С. Судьба русской музыки на Западе. Интервью с музыковедом Ильдаром Ханнановым. Musicus. 2017;(1):37–42.
7. Кисеев В. Ю., Кисеева Е. В. Особенности осмысления понятий «перформативность», «перформанс» в современной отечественной и зарубежной науке. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2021;(3):52–62. https://doi.org/10.33779/2587-6341.2021.3.052-062
8. Derunets E. S. Musical terminology in 19th Century Russian tutorial translated editions. Russian Musicology. 2024;(4):101–109. https://doi.org/10.56620/RM.2024.4.101-109
9. Науменко Т. И. Советское музыкознание: pro et contra. Работа над архивными материалами советской эпохи. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2022;(4):22–37. https://doi.org/10.56620/2782-3598.2022.4.022-037
10. Науменко Т. И. «Научная карта России» как исследовательский проект: опыт систематизации музыкознания. Современные проблемы музыкознания / Contemporary Musicology. 2023;(1):56–71. https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-1-056-071
Рецензия
Для цитирования:
Науменко Т.И. Наука и научная периодика в творческом вузе: основные аспекты. Научный редактор и издатель. 2025;10(1):169-176. https://doi.org/10.24069/SEP-25-33
For citation:
Naumenko T.I. Scholarship and scholarly periodicals in an artistic higher educational institution: The basic aspects. Science Editor and Publisher. 2025;10(1):169-176. (In Russ.) https://doi.org/10.24069/SEP-25-33