Preview

Научный редактор и издатель

Расширенный поиск

Научные публикации и большие языковые модели: поймет ли нейросеть российскую науку?

https://doi.org/10.24069/SEP-24-11

Аннотация

Влияние технологий искусственного интеллекта, нейросетей, чат-ботов на науку и образование вызвало широкую дискуссию в академическом сообществе. Уже не представляется возможным сдержать использование нейросетей, таких как ChatGPT, для написания текстов, в том числе научных. Настоящее исследование выполнено в рамках качественного подхода. Целью исследования является анализ применения больших языковых моделей на примере ChatGPT в научно-публикационной деятельности российских ученых. Практика применения чат-ботов далеко не всегда приносит удовлетворительный результат как для пользователя, так и для научного сообщества в целом. Пользователь зачастую сталкивается с отсутствием запрашиваемой информации в ответе нейросети, которое является результатом ограничения выборки текстов для ее обучения. Научное сообщество, и особенно редакторы и читатели научных журналов, ставит под сомнение возможность применения нейросетей в связи с недостатками больших языковых моделей, получившими широкое освещение в научных публикациях. Данное исследование показывает, что есть еще одна причина не доверять нейросетям. Неполнота и непрозрачность производимой искусственным интеллектом информации связаны с текстами, на которых обучаются нейросети. Для российской науки данная проблема несет серьезную угрозу, поскольку популярные компании – производители искусственного интеллекта для этой цели используют преимущественно англоязычные тексты. Автор выдвигает мнение о том, что социально-гуманитарное знание, производимое в современной России, остается за пределами текстов, применяемых для обучения нейросетей. Такая точка зрения подтверждается данными исследования, посвященного управлению Российской Арктикой. Информация по данной тематике имеет отражение в русскоязычных публикациях, но отсутствует в ответах англоязычных ChatGPT. 

Об авторе

И. М. Зашихина
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Инга Михайловна Зашихина, кандидат философских наук, доцент

Архангельск



Список литературы

1. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? Высшее образование в России. 2023;32(4):9–22. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22

2. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? Высшее образование в России. 2023;32(6):19–37. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37

3. Чапкин Н.С. Применение ChatGPT в образовании и науке. Альманах «Крым». 2023;(37):42–46.

4. Stokel-Walker C. ChatGPT listed as author on research papers: many scientists disapprove. Nature. 2023;613(7945):620–621. https://doi.org/10.1038/d41586-023-00107-z

5. Stokel-Walker C., Noorden R. What ChatGPT and generative AI mean for science. Nature. 2023;614(7947):214–216. https://doi.org/10.1038/d41586-023-00340-6

6. Stokel-Walker C. AI chatbots are coming to search engines – can you trust the results? Nature. February 13, 2023. https://doi.org/10.1038/d41586-023-00423-4

7. Thorp H.H. ChatGPT is fun, but not an author. Science. 2023;379(6630):313. https://doi.org/10.1126/science.adg7879

8. Etzioni O. AI’s progress isn’t the same as creating human intelligence in machines. MIT Technology Review. June 28, 2022. Available at: https://www.technologyreview.com/2022/06/28/1054270/2022-innovatorsai-robots/ (accessed: 08.07.2024).

9. Михайлов И.Ф. Социальные вычисления и происхождение моральных норм. Философский журнал. 2022;15(1):51–68. https://doi.org/10.21146/2072-0726-2022-15-1-51-68

10. Субботина М.В. Искусственный интеллект и высшее образование – враги или союзники. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):176–183. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-176-183

11. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм. Высшее образование в России. 2018;27(6):41–49. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1392 (дата обращения: 08.07.2024).

12. Раицкая Л.К., Ламбовска М.Р. Перспективы применения ChatGPT для высшего образования: обзор международных исследований. Интеграция образования. 2024;28(1):10–21. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021

13. Тихонова Е.В. ChatGPT в контексте научной коммуникации. Хранение и переработка сельхозсырья. 2023;(3):8–12. https://doi.org/10.36107/spfp.2023.518

14. Зашихина И.М. Подготовка научной статьи: справится ли ChatGPT? Высшее образование в России. 2023;32(8-9):24–47. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-24-47

15. Громов М.С., Чертовских М.Г. Большие языковые модели: текущее состояние, оценки и прогнозы. Международный бизнес. 2023;3(5):24–31. Режим доступа: https://ibj.mgimo.ru/jour/article/view/41 (дата обращения: 08.07.2024).

16. Haleem A., Javaid M., Singh R.P. An era of ChatGPT as a significant futuristic support tool: A study on features, abilities, and challenges. BenchCouncil Transactions on Benchmarks, Standards and Evaluations. 2022;2(4):100089. https://doi.org/10.1016/j.tbench.2023.100089

17. Ramos L., Marquez R., Rivas F. AI’s next frontier: The rise of ChatGPT and its implications on society, industry, and scientific research. Revista Ciencia e Ingeniería. 2023;44(2):131–148. Available at: http:// erevistas.saber.ula.ve/index.php/cienciaeingenieria/article/view/18872 (accessed: 02.07.2023).

18. Lund B.D., Wang T. Chatting about ChatGPT: how may AI and GPT impact academia and libraries? Library Hi Tech News. 2023;40(3):26–29. https://doi.org/10.1108/LHTN-01-2023-0009

19. Zohery M. ChatGPT in academic writing and publishing: A comprehensive guide. In: Artificial Intelligence in Academia, Research and Science: ChatGPT as a Case Study. Chapter 2. Publisher: Achtago Publishing; 2023, pp. 10–61. https://doi.org/10.5281/zenodo.7803703

20. Cox A. How artificial intelligence might change academic library work: Applying the competencies literature and the theory of the professions. Journal of the Association for Information Science and Technology. 2023;74(3):367–380. https://doi.org/10.1002/asi.24635

21. Alkaissi H., McFarlane S.I. Artificial hallucinations in ChatGPT: Implications in scientific writing. Cureus. 2023;15(2):e35179. https://doi.org/10.7759/cureus.35179

22. Орехов Б.В. Текст и знание в аспекте больших языковых моделей. Историческая информатика. 2023;(4):104–113. https://doi.org/10.7256/2585-7797.2023.4.44180

23. Bishop L. A computer wrote this paper: What ChatGPT means for education, research, and writing. January 26, 2023. https://doi.org/10.2139/ssrn.4338981

24. Кочетков Д.М. Белый список российских журналов: вопросы, ждущие ответа. Научный редактор и издатель. 2022;7(2):185–190. https://doi.org/10.24069/SEP-22-48

25. Семенов Е.В. Развитие сети научных журналов в России: стратегические, технологические и организационные вопросы. Социологическая наука и социальная практика. 2023;11(3):116–140. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.3.6

26. Xue J., Wang Y.-C., Wei C., Liu X., Woo J., Kuo C.-C. J. Bias and fairness in chatbots: An overview. APSIPA Transactions on Signal and Information Processing. 2024;13(2):e102. https://doi.org/10.1561/116.00000064

27. Holliday A. Native-Speakerism. In: The TESOL Encyclopedia of English Language Teaching. John Wiley & Sons, Inc.; 2018. https://doi.org/10.1002/9781118784235.eelt0027

28. Гришакина Е.Г., Дёмина А.И. Социально-гуманитарные науки на «перекрестке трех дорог». Научный редактор и издатель. 2022;7(1):87–94. https://doi.org/10.24069/SEP-22-10

29. Kaplan R.B. Cultural thought patterns in inter-cultural education. Language Learning. 1966;16(1-2):1–20. https://doi.org/10.1111/j.1467-1770.1966.tb00804.x

30. Creutzfeldt N. Cultural patterns of disputing behaviour? Zeitschrift für Rechtssoziologie. 2023;43(1):101–120. https://doi.org/10.1515/zfrs-2023-2007

31. Xiaojing G., Yan Y. Cross-cultural comparison of Chinese and foreign media translation of Chinese culture-loaded words. Communications in Humanities Research. 2023;11:137–143. https://doi.org/10.54254/2753-7064/11/20231402

32. Zhao X., Jawing E., Liu X. Chinglish: Unraveling the cultural and cognitive pattern differences in cross-linguistic communication. Malaysian Journal of Social Sciences and Humanities (MJSSH). 2023;8(8):e002472. https://doi.org/10.47405/mjssh.v8i8.2472

33. Зашихина И.М., Печинкина О.В. Формат научных публикаций IMRAD для социально-гуманитарных исследований: шанс быть услышанным. Высшее образование в России. 2022;31(10):150–168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-150-168

34. Короткина И.Б. Английский язык для научно-публикационных целей как новое направление педагогических исследований. Отечественная и зарубежная педагогика. 2018;1(4):115–130. Режим доступа: https://elibrary.ru/xzrfkh (дата обращения: 09.09.2023).

35. Cмирнова Н.В. Академическая грамотность и письмо в вузе: от теории к практике. Высшее образование в России. 2015;(6):58–64. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/220 (дата обращения: 09.09.2023).

36. Добрынина О.Л. Академическое письмо для научно-публикационных целей. Непрерывное образование: XXI век. 2019;(1):1–10. https://doi.org/10.15393/j5.art.2019.4485

37. Комочкина Е.А., Селезнева Т.В. Обучение академическому письму на родном языке русскоязычных студентов гуманитарного профиля. Rhema. Рема. 2021;(1):111–128. https://doi.org/10.31862/2500-2953-2021-1-111-128

38. Карпенко А.С. Современное состояние исследований в философской логике. Логические исследования. 2003;10:61–93. Режим доступа: https://logicalinvestigations.ru/article/view/221 (дата обращения: 13.06.2024).

39. Etzioni A., Etzioni O. Incorporating ethics into artificial intelligence. The Journal of Ethics. 2017;21(4):403–418. https://doi.org/10.1007/s10892-017-9252-2

40. Stokel-Walker C. AI chatbots have thoroughly infiltrated scientific publishing. May 1, 2024. Available at: https://www.scientificamerican.com/article/chatbots-have-thoroughly-infiltrated-scientificpublishing/ (accessed: 08.07.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Зашихина И.М. Научные публикации и большие языковые модели: поймет ли нейросеть российскую науку? Научный редактор и издатель. 2024;9(1):2S31-2S46. https://doi.org/10.24069/SEP-24-11

For citation:


Zashikhina I.M. Scientific publications and large language models: will neural network understand Russian science? Science Editor and Publisher. 2024;9(1):2S31-2S46. (In Russ.) https://doi.org/10.24069/SEP-24-11

Просмотров: 253


ISSN 2542-0267 (Print)
ISSN 2541-8122 (Online)