Preview

Научный редактор и издатель

Расширенный поиск

Критерии качества научного журнала: измерение и значимость

https://doi.org/10.24069/SEP-22-39

Аннотация

Ландшафт научной коммуникации предъявляет к ее акторам достаточно очевидные требования, которые не всегда однозначно трактуются последними. В качестве базового критерия научной коммуникации выступает ее качество. Поскольку магистральным каналом рациональных дебатов, основанных на фактах, выступают научные журналы, их качественный уровень представляется максимально значимым для развития научного знания. Научные журналы переживают сегодня массированную трансформацию: от изменения формата представления контента до превращения в орган коллективной коммуникации. Указанные изменения не могут не влиять на качественные характеристики журналов. В связи с тем, что изменения носят многосторонний характер, в научном и редакционно-издательском сообществах не сформировалось однозначного мнения, какие критерии журнала характеризуют его качественные стороны, а какие можно отнести к «формальным», «техническим». В данной статье авторы, исходя из российского и международного экспертного мнения, анализируют качественные критерии, предъявляемые к журналам. Основываясь на данных разработанной авторами анкеты, в которой учтены категории и критерии экспертной системы Scopus, проведено анкетирование редакторов (n = 130) российских научных журналов. Анкета заполнялась анонимно, и участники исследования были ознакомлены с его целями. Полученные данные позволили проанализировать представления редакторов о качественных характеристиках научного журнала и их влияния на его продвижение. Зафиксировано достаточно глубинное понимание редакторами сути и специфики анализируемых характеристик. Вместе с тем, отдельные аспекты требуют целенаправленной работы по их оптимизации и развитию. Очевидна также необходимость проведения дальнейших исследований по теме с учетом специфики предметного поля журналов.

Об авторах

О. В. Кириллова
Ассоциация научных редакторов и издателей
Россия

Кириллова Ольга Владимировна - кандидат технических наук, президент АНРИ, председатель российского экспертного совета МНБД Scopus ECSAC-RF, авторизованный эксперт-консультант Scopus, главный редактор журнала «Научный редактор и издатель», член редколлегий международных журналов «European Science Editing» (EASE, Великобритания), «Science Editing» (KCSE, Южная Корея).

Москва.



Е. В. Тихонова
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации; Российский университет дружбы народов
Россия

Тихонова Елена Викторовна - кандидат исторических наук, доцент, РУДН, МГИМО, заместитель главного редактора и заведующая редакцией журнала «Journal of Language and Education» НИУ ВШЭ, председатель российского отделения EASE.

Москва.



Список литературы

1. Lambovska M., Todorova D. ‘Publish and Flourish’ instead of ‘Publish or Perish’: A motivation model for top-quality publications. Journal of Language and Education. 2021;7(1):41–155. https://doi.org/10.17323/jle.2021.1152

2. Rowley J., Sbaffi L., Sugden M., Gilbert A. Factors influencing researchers’ journal selection decisions. Journal of Information Science. 2022;48(3):321–335. https://doi.org/10.1177/0165551520958591

3. Nygaard L. P. Publishing and perishing: an academic literacies framework for investigating research productivity. Studies in Higher Education. 2017;42(3):519–532. https://doi.org/10.1080/03075079.2015.1058351

4. Schoenwolf G. C. Getting published well requires fulfilling editors’ and reviewers’ needs and desires. Development. Growth. Differentiation. 2013;55:735–743. https://doi.org/10.1111/dgd.12092

5. Рашби Н. Д. Контроль качества редакторской работы в научных журналах. Научный редактор и издатель. 2018;3(1–2):6–12. https://doi.org/10.24069/2542-0267-2018-1-2-6-12

6. Mcculloch S. Hobson’s choice: The effects of research evaluation on academics’ writing practices in England. Aslib Journal of Information Management. 2017;69(5):503–515. https://doi.org/10.1108/AJIM-12-2016-0216

7. Gaston T.E., Ounsworth F., Senders T., Ritchie S., Jones M. Factors affecting journal submission numbers: Impact factor and peer review reputation. Learned Publishing. 2020;33(2):154–162. https://doi.org/10.1002/leap.1285

8. Tennant J. P., Crane H., Crick T., Davila J., Enkhbayar A., Havemann J. et al. Ten hot topics around scholarly publishing. Publications. 2019;7(2):34. https://doi.org/10.3390/publications7020034

9. Curry S. Let’s move beyond the rhetoric: It’s time to change how we judge research. Nature. 2018;554:147. https://doi.org/10.1038/d41586-018-01642-w

10. McKiernan E.C., Schimansk L. A., Nieves C. M., Matthias L., Niles M. T., Alperin J. P. Meta-Research: Use of the journal impact factor in academic review, promotion, and tenure evaluations. eLife. 2019;8:e47338. https://doi.org/10.7554/eLife.47338

11. Hicks D., Wouters P., Waltman L., de Rijcke S., Rafols I. Bibliometrics: The Leiden Manifesto for research metrics. Nature. 2015;520(7548):429–431. https://doi.org/10.1038/520429a

12. Kim K., Chung Y. Overview of journal metrics. Science Editing. 2018;5(1):16–20. https://doi.org/10.6087/kcse.112

13. Fong E. A., Wilhite A. W. Authorship and citation manipulation in academic research. PLoS ONE. 2017;12(12):e0187394. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0187394

14. Tennant J. P., Crane H., Crick T., Davila J., Enkhbayar A., Havemann J. et al. Ten hot topics around scholarly publishing. Publications. 2019;7(2):34. https://doi.org/10.3390/publications7020034

15. James C., Colledge L., Meester W., Azoulay N., Plume A. CiteScore metrics: Creating journal metrics from the Scopus citation index. Learned Publishing. 2019;32(4):367–374. https://doi.org/10.1002/leap.1246

16. Colledge L., De Moya-Anegón F., Guerrero-Bote V., López-Illescas C., El Aisati M., Moed H. F. SJR and SNIP: Two new journal metrics in Elsevier’s Scopus. Serials. 2010;23(3):215–221. https://doi.org/10.1629/23126

17. Колледж Л., Джеймс К. «Корзина метрик» – лучшее средство для оценки авторитета журнала. Научный редактор и издатель. 2016;1(1-4):25–31. https://doi.org/10.24069/2542-0267-2016-1-4-25-31

18. Gorraiz J., Gumpenberger C. PlumX metrics (Plum Analytics) in practice. Handbook Bibliometrics. Berlin: De Gruyter Saur. 2020. https://doi.org/10.1515/9783110646610-023

19. Джоши Я. Государственная публикационная политика и развитие научных журналов в Индии: достижения и проблемы = Joshi Ya. State publication policy and development of academic journals in India: achievements and concerns: доклад на 10-й Международной научно-практической конференции «Научное издание международного уровня – 2022: от настоящего к будущему», пленарное заседание, г. Москва, 26 апр. 2022 г. URL: https://rassep.ru/academy/biblioteka/111859/ (дата обращения: 10.07.2022). (На англ. яз.).

20. Vessuri H., Guédon J.-C., Cetto A. M. Excellence or quality? Impact of the current competition regime on science and scientific publishing in Latin America and its implications for development. Current Sociology. 2014;62:647–665. https://doi.org/10.1177%2F0011392113512839

21. Moore S., Neylon C., Paul Eve M., Paul O’Donnell D., Pattinson D. Excellence R Us”: University research and the fetishisation of excellence. Palgrave Communications. 2017;3:16105. https://doi.org/10.1057/palcomms.2016.105

22. Truman S. E. Undisciplined: Research-creation and what it may offer (traditional) qualitative research methods. Qualitative Inquiry. 2022. https://doi.org/10.1177/10778004221098380

23. Creswell J. W. Qualitative inquiry and research design: Choosing among five traditions. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage; 2007. 488 р.

24. Denzin N. K., Lincoln Y.S. (eds). The SAGE Handbook of Qualitative Research. 3rd ed. Sage Publications Ltd.; 2005. 1232 p.

25. Tracy S. J. Qualitative quality: Eight a “big-tent” criteria for excellent qualitative research. Qualitative Inquary. 2010;16(10):837–51. https://doi.org/10.1177%2F1077800410383121

26. Coghlan D., Shani A. B. Creating action research quality in organization development: rigorous, reflective and relevant. Systemic Practice and Action Research. 2014;27:523–536. https://doi.org/10.1007/s11213-013-9311-y

27. Fraser H., Parker T., Nakagawa S., Barnett A., Fidler F. Questionable research practices in ecology and evolution. PLoS ONE. 2018;13(7):e0200303. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0200303.t001

28. VanderKaay S., Moll S. E., Gewurtz R. E., Jindal P., Loyola-Sanchez A., Packham T.L., Lim C. Y. Qualitative research in rehabilitation science: Opportunities, challenges, and future directions. Disability and Rehabilitation. 2018;40(6):705–713. https://doi.org/10.1080/09638288.2016.1261414

29. Navalta J.W., Stone W.J., Lyons T.S. Ethical issues relating to scientific discovery in exercise science. Discovery in Exercise Science. 2019;12(1):1–8. URL: https://digitalcommons.wku.edu/ijes/vol12/iss1/1 (accessed: 10.07.2022).

30. Magoon R., Jose J. Safeguarding anaesthesia research from spin. British Journal of Anaesthesia. 2020;125(6):E460–E462. https://doi.org/10.1016/j.bja.2020.08.042

31. Mack A. How to write a good scientific paper. Bellingham, Washington: SPIE; 2018. 108 p. https://doi.org/10.1117/3.2317707.sup

32. Whitfield R., Peters J. Quality in scholarly publishing. Managing Service Quality. 2000;10(3):151–155. https://doi.org/10.1108/09604520010336678

33. Grimes D.R., Bauch C. T., Ioannidis J. Modelling science trustworthiness under publish or perish pressure. Royal Society Open Science. 2018;5(1):171511. https://doi.org/10.1098/rsos.171511

34. Peters M.A., Besley T., Jandrić P., Zhu X. (eds). Knowledge socialism. The rise of peer production: collegiality, collaboration, and collective intelligence. Singapore: Springer; 2020. 325 p. https://doi.org/10.1007/978-981-13-8126-3

35. Peters M. A., Tesar M., Jackson L., Besley T., Jandrić P., Arndt S., Sturm S. (eds). The methodology and philosophy of collective writing. London: Routledge; 2021. 232 p. https://doi.org/10.4324/9781003171959

36. Peters M.A., Jandrić P., Irwin R., Locke K., Devine N., Heraud R. et al. Towards a philosophy of academic publishing. Educational Philosophy and Theory. 2016;48(14):1401–1425. https://doi.org/10.1080/00131857.2016.1240987

37. Besley T. Postdigital scholarly publishing. Postdigital Science and Education. 2021;3(3):654–659. https://doi.org/10.1007/s42438-021-00248-2

38. Baas J., Schotten M., Plume A. M., Cote G., Karimi R. Scopus as a curated, high-quality bibliometric data source for academic research in quantitative science studies. The MIT Press Journals. 2020;1(1):377–386. https://doi.org/10.1162/qss_a_00019

39. Богоров В. Г. Web of Science: критерии качества научного журнала: доклад на Международной научно-практической конференции «Обнаружение заимствований – 2020», 22 окт. 2021 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=nyEeX_7vnT8 (дата обращения: 10.07.2022).

40. Филиппов Ю.И. Индексация российских биомедицинских журналов в базе данных MEDLINE и на платформе PubMed: анализ позитивного и негативного опыта. Научный редактор и издатель. 2021;6(1):28–47. https://doi.org/10.24069/2542-0267-2021-1-28-47

41. Кириллова О.В., Андронова М. Б., Дивильковская Т.Ю., Хачко О.А. Новые подходы и результаты оценки информационным центром российского потока научных журналов: критерии и представление ранжированных данных. Образовательные технологии и общество. 2006;9(3);321–334. URL: https://readera.org/14062098 (дата обращения: 10.07.2022).

42. Алексеев В. М., Домнина Т.Н., Кириллова О.В., Солошенко Н. С., Хачко О.А. Зарубежные и российские научные электронные издания по приоритетным направлениям и критическим технологиям. Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2008;(9):29–34.

43. Кириллова О.В. Экспертная оценка российских журналов по критериям Scopus: первый опыт РЭС. В сб.: Научное издание международного уровня – 2016: решение проблем издательской этики, рецензирования и подготовки публикаций: материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 17–20 мая 2016 г. Екатеринбург: УрГУ им. А.М. Горького; 2016. С. 148–154.

44. Кириллова О.В. Первый опыт организации работы журналов в направлении их развития при господдержке: достижения и трудности. В сб.: Научное издание международного уровня – 2015: современные тенденции в мировой практике редактирования, издания и оценки научных публикаций: материалы 4-й Междунар. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург 26–29 мая 2015 г. СПб.: Сев.-Зап. ин-т упр. – фил. РАНХиГС; 2015. С. 67–69.

45. Кириллова О. В., Кузнецов А. Ю., Диментов А. В., Лебедев В. В., Шварцман М. Е. Категории и критерии оценки российских журналов и программы их развития. Научная периодика: проблемы и решения. 2014;(5):20–34. https://nppir.ru/PDF/03NP514.pdf (дата обращения: 10.07.2022).

46. Кириллова О.В. Редакционная подготовка научных журналов по международным стандартам: Рекомендации эксперта БД Scopus. М.; 2013. Ч. 1. 90 с. URL: https://rassep.ru/academy/biblioteka/106592/ (дата обращения: 10.07.2022).

47. Примеры типичных комментариев, используемых экспертами при обосновании их решения об удовлетворении / отклонении заявки на включение журнала в МНБД Scopus. Научный редактор и издатель. 2018;3(1-2):73–79. https://doi.org/10.24069/2542-0267-2018-1-2-73-79

48. Harvey L., Green P. Defining quality. Assessment and Evaluation in Higher Education. 1993;18(1):9–34. https://doi.org/10.1080/0260293930180102

49. Ibrahim A. M., Lillemoe K. D., Klingensmith M. E., Dimick J. B. Visual abstracts to disseminate research on social media: A prospective. Case-control crossover study. Annals of Surgery. 2017;266(6):e46–8. https://doi.org/10.1097/sla.0000000000002277

50. Barlow B., Barlow A., Webb A., Cain J. “Capturing your audience”: Analysis of Twitter engagements between tweets linked with an educational infographic or a peer-reviewed journal article. Journal of Visual Communication in Medicine. 2020;43(4):177–183. https://doi.org/10.1080/17453054.2020.1809358

51. Ferreira G. E., Elkins M. R., Jones C., O’Keeffe M., Cashin A. G. et al. Reporting characteristics of journal infographics: a cross-sectional study. BMC Medical Education. 2022;22:326. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03404-9

52. Björk B. C. Acceptance rates of scholarly peer-reviewed journals: A literature survey. Profesional de la información. 2019;28(4):e280407. https://doi.org/10.3145/epi.2019.jul.07

53. Subramanyam R. Art of reading a journal article: Methodically and effectively. Journal of oral and maxillofacial pathology. 2013;17(1):65–70. https://doi.org/10.4103/0973-029X.110733

54. Carey M. A., Steiner K. L., Petri W.A. Jr. Ten simple rules for reading a scientific paper. PLoS Computational Biology. 2020;16(7):e1008032. https://doi.org/10.1371/journal.pcbi.1008032

55. Jamali H. R., Nicholas D., Watkinson A., Herman E., Tenopir C., Levine K. et al. How scholars implement trust in their reading, citing and publishing activities: geographical differences. Library & Information Science Research. 2014;36(3–4):192–202. https://doi.org/10.1016/j.lisr.2014.08.002

56. Mabe M. A. Scholarly communication: A long view. New Review of Academic Librarianship. 2010;16(Suppl 1):132–144. https://doi.org/10.1080/13614533.2010.512242

57. Tenopir C., Dalton E., Fish A. et al. What motivates authors of scholarly articles? The importance of journal attributes and potential audience on publication choice. Publications. 2016;4(3):22. https://doi.org/10.3390/publications4030022

58. Dyachenko E. L. Internationalization of academic journals: Is there still a gap between social and natural sciences? Scientometrics. 2014;101(1):241–255. https://doi.org/10.1007/s11192-014-1357-9


Рецензия

Для цитирования:


Кириллова О.В., Тихонова Е.В. Критерии качества научного журнала: измерение и значимость. Научный редактор и издатель. 2022;7(1):12-27. https://doi.org/10.24069/SEP-22-39

For citation:


Kirillova O.V., Tikhonova E.V. Journal quality criteria: Measurement and significance. Science Editor and Publisher. 2022;7(1):12-27. (In Russ.) https://doi.org/10.24069/SEP-22-39

Просмотров: 1449


ISSN 2542-0267 (Print)
ISSN 2541-8122 (Online)